№ 7 Портреты Крамского отличаются глубиной раскрытия не только психологии, характера модели, но и ее прелести и очарования. Поиски Крамским красоты в жизни, желание подняться над буд- ничностью, из обычного сделать необычное, прекрасное, радующее глаз выразились в знаменитой картине «Неизвестная». Жажда прекрасного, способность очаровываться внешней красо- той, гармонией, совершенством была в художнике так же сильна, как вера в необходимость самопожертвования, как преклонение перед силой человеческого духа, перед мужеством и стойкостью характера. Сравнивая этюд к «Неизвестной» с картиной, мы видим в его основе тот же сюжет, ту же композицию и ту же модель. Бесприст- растно и объективно раскрывая характер портретируемой, Крамской не наделяет ее ни красотой, ни обаянием; женщина и чопорна и надменна, губы презрительно сжаты, глаза высокомерно прищуре- ны. Лицо полное и чуть одутловатое. В картине возникает совсем другой образ. Чуть изменен поворот головы — она гордо поднята, с легким как бы снисходительным по- клоном повернута направо. Это придает женщине грациозность и изящество вместо сдержанной чопорности. Все черты лица тоньше, изящней, изменилось выражение больших блестящих глаз, густо опу- шенных ресницами. Эстетическое наслаждение доставляет виртуоз- ная передача нежной женской руки, затянутой в перчатку, бархата шубки, плотно облегающей фигурку, страусового пера, колышуще- гося на ветру. Крамской тонко чувствует красоту всего этого, но искусное изображение аксессуаров не отвлекает внимания художника от внутреннего смысла образа. Эта красивая, но малопривлекательная женщина холодна и над- менна. Она очень сдержанна, замкнута, но ее властный характер не трудно разгадать и в манере держаться, и в бесстрастном взгляде глаз. Внешняя красота, изысканность женщины не скрыли ее чело- веческой холодности. В этом портрете Крамской воплотил опреде- ленный тип женщины, в котором красота, лишенная душевного оба- яния, составляет главную черту характера. Образ «Неизвестной», сочетающий в себе красивость и одновре- менно душевную пустоту, — единственный в творчестве художника, 325но столь интересный и значительный, что невольно становится сво- еобразной загадкой, скрывающей истинный замысел художника.