№ 7
Портреты Крамского отличаются глубиной раскрытия не только
психологии, характера модели, но и ее прелести и очарования.
Поиски Крамским красоты в жизни, желание подняться над буд-
ничностью, из обычного сделать необычное, прекрасное, радующее
глаз выразились в знаменитой картине «Неизвестная».
Жажда прекрасного, способность очаровываться внешней красо-
той, гармонией, совершенством была в художнике так же сильна,
как вера в необходимость самопожертвования, как преклонение перед
силой человеческого духа, перед мужеством и стойкостью характера.
Сравнивая этюд к «Неизвестной» с картиной, мы видим в его
основе тот же сюжет, ту же композицию и ту же модель. Бесприст-
растно и объективно раскрывая характер портретируемой, Крамской
не наделяет ее ни красотой, ни обаянием; женщина и чопорна и
надменна, губы презрительно сжаты, глаза высокомерно прищуре-
ны. Лицо полное и чуть одутловатое.
В картине возникает совсем другой образ. Чуть изменен поворот
головы — она гордо поднята, с легким как бы снисходительным по-
клоном повернута направо. Это придает женщине грациозность и
изящество вместо сдержанной чопорности. Все черты лица тоньше,
изящней, изменилось выражение больших блестящих глаз, густо опу-
шенных ресницами. Эстетическое наслаждение доставляет виртуоз-
ная передача нежной женской руки, затянутой в перчатку, бархата
шубки, плотно облегающей фигурку, страусового пера, колышуще-
гося на ветру. Крамской тонко чувствует красоту всего этого, но
искусное изображение аксессуаров не отвлекает внимания художника
от внутреннего смысла образа.
Эта красивая, но малопривлекательная женщина холодна и над-
менна. Она очень сдержанна, замкнута, но ее властный характер не
трудно разгадать и в манере держаться, и в бесстрастном взгляде
глаз. Внешняя красота, изысканность женщины не скрыли ее чело-
веческой холодности. В этом портрете Крамской воплотил опреде-
ленный тип женщины, в котором красота, лишенная душевного оба-
яния, составляет главную черту характера.
Образ «Неизвестной», сочетающий в себе красивость и одновре-
менно душевную пустоту, — единственный в творчестве художника,
325но столь интересный и значительный, что невольно становится сво-
еобразной загадкой, скрывающей истинный замысел художника.