О№26
Теперь по деревням уже не водят медведей. Да и цыгане стали
редко бродить: большей частью они живут в тех местах, где приписа-
ны, и только иногда, отдавая дань своей вековой привычке, выби-
раются куда-нибудь на выгон, натягивают закопченное полотно и
живут целыми семьями, занимаясь ковкой лошадей, коновальством
и барышничеством. Мне случалось видеть даже, что шатры уступали
место на скорую руку сколоченным дощатым балаганам. Это было в
губернском городе: недалеко от больницы и базарной площади, на
клочке еще не застроенной земли, рядом с почтовой дорогой.
Из балаганов слышался лязг железа; я заглянул в один из них:
какой-то старик ковал подковы. Я посмотрел на его работу и уви-
дел, что это уже не прежний цыган-кузнец, а простой мастеровой;
проходя уже довольно поздно вечером, я подошел к балагану и уви-
дел старика за тем же занятием. Странно было видеть цыганский
табор почти внутри города: дощатые балаганы, костры с чугунными
котелками, в которых закутанные пестрыми платками цыганки ва-
рили какие-то яства.
Цыгане шли по деревням, давая в последний раз свои представ-
ления. В последний раз медведи показывали свое искусство: пляса-
ли, боролись, показывали, как мальчишки горох воруют. В после-
дний раз приходили старики и старухи, чтобы полечиться верным,
испытанным средством: лечь на землю под медведя, который ло-
жился на пациента брюхом, широко растопырив во все стороны по
земле свои четыре лапы. В последний раз их вводили в хаты, при-
чем, если медведь добровольно соглашался войти, его вели в пере-
дний угол, и сажали там, и радовались его согласию как доброму
знаку.