№64
Я ушел далеко за город. По краям дороги, за развесистыми вет-
лами, волновалась рожь, и тихо трещали перепела; звезды тепли-
лись в голубом небе.
В такие ночи, как эта, мой разум замолкает, и мне начинает
казаться, что у природы есть своя единая жизнь, тайная и неулови-
мая; что за изменяющимися звуками и красками стоит какая-то веч-
ная, неизменная и до отчаяния непонятная красота. Я чувствую —
эта красота недоступна мне, я не способен воспринять ее во всей
целости. И то немногое, что она мне дает, заставляет только му-
читься по остальному.
Справа, над светлым морем ржи, темнел вековой сад барской
усадьбы. Над рожью слышалось как будто чье-то широкое, сдержан-
ное дыхание; в темной дали чудилась то песня, то всплеск воды, то
слабый стон. Теплый воздух тихо струился, звезды мигали, как жи-
вые. Все дышало глубоким спокойствием, каждый колебавшийся
02колосок, каждый звук как будто чувствовал себя на месте, и только
я стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему.
Меня потянуло в темную чащу лип. Из людей я там никого не
встречу: это усадьба старухи помещицы Ярцевой, и с нею живет
только ее сын-студент. Он застенчив и молчалив, но ему редко при-
ходится сидеть дома. Говорят, он замечательно играет на скрипке, и
его московский учитель-профессор сулит ему великую будущность.
Я прошел по меже к саду, перебрался через заросшую крапивою
канаву и покосившийся плетень. В траве, за стволами лип, слы-
шался смутный шорох и движения. И тут везде была какая-то тай-
ная и своя, особая жизнь.
Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел
на скамейку. Вдруг где-то недалеко за мной раздались звуки настраи-
ваемой скрипки. Я с удивлением оглянулся: за кустами акаций бе-
лел небольшой флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь,
неосвещенных окон. Значит, молодой Ярцев дома... Музыкант стал
играть. Я поднялся, чтобы уйти: грубым оскорблением окружающе-
му казались мне эти искусственные человеческие звуки.
Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импровиза-
ция. Но что это была за импровизация! Звуки лились робко, неуве-
ренно. Они словно искали чего-то, словно силились выразить что-
то. Не самою мелодией приковывали они к себе, — ее, в строгом
смысле, даже и не было, — а именно этим томлением по чему-то
другому, что невольно ждалось впереди. Вот-вот, казалось, будет
схвачена тема. Но проходила минута, и струны начинали звенеть
сдерживаемыми рыданиями: намек остался непонятым.
С новым и странным чувством я огляделся вокруг. Та же ночь
стояла передо мною в своей прежней загадочной красоте. Но я смот-
рел на нее уже другими глазами: все окружавшее было для меня
теперь лишь прекрасным, беззвучным аккомпанементом к тем бо-
ровшимся, страдающим звукам.