№43
Как мне кажется, я пользуюсь уважением между моими товари-
щами учениками. Конечно, не без того, чтобы на это не оказывал
влияние мой, сравнительно с ними, солидный возраст: во всей ака-
демии один только Вольский старше меня. Этот Вольский — отстав-
ной офицер, господин лет сорока пяти, с совершенно седой голо-
вой. Он упорно работает: летом с утра до вечера пишет этюды во
всякую погоду, с каким-то самоотвержением; зимою, когда свет-
ло, — постоянно пишет, а вечером — рисует. В два года он сделал
большие успехи, несмотря на то что судьба не наградила его особен-
но большим талантом.
Вот Рябинин — другое дело: чертовски талантливая натура, но
зато лентяй ужасный. Я не думаю, чтобы из него вышло что-нибудь
серьезное, хотя все молодые художники — его поклонники. Особен-
но мне кажется странным его пристрастие к так называемым реаль-
ным сюжетам: пишет лапти, онучи и полушубки, как будто мы на
них не насмотрелись в натуре. А что главное, он почти не работает.
Иногда засядет и в месяц окончит картину, о которой все кричат как
о чуде, находя, впрочем, что техника оставляет желать лучшего (по-
моему, техника-то у него очень и очень слаба), а потом бросит пи-
сать даже этюды, ходит мрачный и ни с кем не разговаривает, даже
со мной, хотя, кажется, от меня он удаляется меньше, чем от дру-
гих товарищей. Странный юноша!
Удивительными кажутся эти люди, не могущие найти полного
удовлетворения в искусстве. Не могут они понять, что ничто так не
возвышает человека, как творчество.