№4
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то
начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в
!50другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки
эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это
летел и журавли.
Я поднял голову: большие косяки журавлей тянулись один за
другим прямо к югу.
Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. По береговой про-
селочной дороге ехал, покачиваясь, грузовичок. Шофер остановил
машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.
«Счастливо, друзья!» — крикнул он и помахал рукой вслед пти-
цам. Потом он опять забрался в кабину, открыл боковое стекло,
высунулся, смотрел и смотрел и все слушал плеск и переливы пти-
чьего крика.
За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский
журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр»,
и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре.
Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в
искусстве, но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их
величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий
воздушным дорогам?
Птицы прощались с Россией, с ее болотами и чащобами. Оттуда
уже сочился осенний воздух, сильно отдающий свежестью.
Да что говорить! Каждый осенний лист был шедевром, совер-
шенным творением природы, произведением ее таинственного ис-
кусства, недоступного нам, людям. Этим искусством уверенно вла-
дела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам
и похвалам.
...Я пишу все это осенней ночью. Осени за окном не видно. Но
стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнет настойчи-
во дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных черных
пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к
ночи неподвижные воды, начнет перешептываться с последней ли-
ствой, облетающей непрерывно днем и ночью.