№39
Я думал, что я должен непременно написать свою повесть, или,
лучше сказать, — свою исповедь. Мне это кажется вовсе не потому,
280чтобы я находил свою жизнь особенно интересною и назидательною.
Совсем нет: истории, подобные моей, по частям встречаются во
множестве современных романов — и я, может быть, в значении
интереса новизны не расскажу ничего такого нового, чего бы не знал
или даже не видал читатель, но я буду рассказывать все это не так,
как рассказывается в романах, — и это, мне кажется, может соста-
вить некоторый интерес, и даже, пожалуй, новость, и даже назида-
ние.
Я не стану усекать одних и раздувать значение других событий:
меня к тому не вынуждает искусственная и неестественная форма
романа, требующая закругления фабулы и сосредоточения всего око-
ло главного центра. В жизни так не бывает. Жизнь человека идет,
как развивающаяся со скалки хартия, и я ее так просто и буду разви-
вать лентою в предлагаемых мною записках. Кроме того, здесь, мо-
жет быть, представит некоторый интерес, что эти записки писаны
человеком, который не будет жить в то время, когда его записки
могут быть доступны для чтения. Автор уже теперь стоит выше всех
предрассудков или предвзятых задач всяких партий и направлений и
ни с кем не хочет заигрывать, а это, надеюсь, встречается не часто.
Я начну свою повесть с детства, с самых первых своих воспомина-
ний: иначе нельзя. Англичане это прекрасно поняли и давно для
осязательного изображения характеров и духа человека начинают свои
романы с детства героев и героинь. Ребенок есть тот человек в мини-
атюре, которая все увеличивается.