№ 15
Детство Антоши Чсхонте
Антоша — ученик таганрогской гимназии — взялся за приготов-
ление уроков по латыни на завтрашний день. Но только он обмак-
нул перо, как входит отец: надо, значит, идти сидеть в лавку. Анто-
ша натягивает старенькое пальтецо и рваные кожаные калоши и идет
вслед за отцом. Лавка, где приходится учить и недоучивать уроки,
отнюдь не веселое место, а главное, в ней холодно, так что у непо-
седливых мальчиков-приказчиков, которые от январского мороза
сутуловато поеживаются, лица стали серо-синими. Решетчатое окно
обындевело, двустворчатую дверь тоже покрыла изморозь.
Антоша, не переставая плакать, взбирается на увесистый ящик
из-под казанского мыла, прислоняется к груде мешков с крупитча-
той мукой. Завтра — единица, а потом строгий нагоняй от отца,
который все объясняет лишь леностью и рассеянностью. Антоша,
который сидел за прилавком будто прикованный, только издали ви-
дел заманчивую жизнь сверстников, живущих по-человечески.А вспыльчивый отец и не подозревал, как были бы счастливы его
дети, избавленные от сидения в лавке, от всяческого страха быть
высеченными, от созерцания подзатыльников, и не пустячных,
которые получали несчастливые мальчики нарочно в присутствии пуб-
лики. А ведь Антоша не мог без слез видеть, как бьют извозчичью
лошадь!
Скучное сидение в лавке продолжалось и летом, когда пряные
запахи привлекали в лавку тучи назойливых мух и они сплошь по-
крывали и дощатые стены, и сводчатый потолок.
Но по природе отец был вовсе не злым человеком, скорее, на-
оборот, добрым, и впоследствии, когда жил у сына — уже извест-
ного писателя — и в его присутствии вспомнили о розгах, он вино-
вато ответил: «Мало ли что было в тогдашнее времечко».